?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
САМАРА ТУРИСТИЧЕСКАЯ
noncomfor

Что ж, благодаря блогеру zyalt-Варламову Самара на миг оказалась в фокусе внимания ЖЖ-сообщества. Волнами от созданного им информационного взрыва стали расходиться дискуссии о развитии Самары. Чиновники, общественность, блогеры опять стали обсуждать стратегию развития города. Снова всплыл любимый самарцами хэштэг #городкурорт – заговорили о развитии Самары как центра туризма.
Самарская область щедро одарена природой, в наличии и не самая скудная история, удобное географическое расположение. У любого самарского патриота сомнений не возникает: Самара  – это сердце России, жемчужина туризма. Осталось только дождаться толп богатеньких туристов, которые почему-то пока не особо охотно едут. За чем же дело стало?

image001
(c) Художник Евгения Тарасова

Почему Самара не Les-Baux-de-Provence, и причем здесь Золотое кольцо и котики?


Для начала предлагаю разделить туризм на три категории – международный, внутренний и бизнес-туризм. И есть туристического слона по частям.

Самым лакомым кусочком является международный. Кто не мечтает хотя бы о сотой доле туристов Парижа, Лондона, Дубаи? Ну а на что реально может претендовать Самара?

Для начала поставим себя на место международного туриста. Знаете ли вы, например, о прекрасном Les-Baux-de-Provence? Рискну предположить, что 90% публики во всем мире даже и не догадываются о нем. Сколько среди оставшихся 10% решится пожертвует всем своим  отпуском ради увлекательного однодневного путешествия в этот замечательный уголок мира? Думаю, что ответ очевиден. Тем не менее, этому чудному месту достается туристов в сотни раз больше, чем Самаре. Почему?

Одна из причин лежит на поверхности – в мире Самару не знают. Знают Самарру в Ираке – картинки CNN времен войны в заливе оставили память. А вот наш город не знает почти никто. Это факт. Конечно же, это решаемый вопрос – Казань успешно продвигает свой бренд, и этот опыт можно позаимствовать. Самара – кошачья столица России? Пожалуй, лучше, чем ничего.

Вторая причина не так очевидна. Объективно говоря, в Самаре туристу нечего делать больше двух дней. Два дня хватит и на неторопливый отдых на прекрасной набережной с пляжами, и на обзорную экскурсию по городу. Поедут ли туристы ради двух дней за тысячи километров? Конечно, нет! И конечно, да. Ради одной Самары не поедут. А вот если волжская Швейцария будет одним из украшений тура?.. Почему каждый год в Les-Baux-de-Provence приезжают десятки тысяч туристов? Рядом находится Лазурный берег. Самое время вспомнить и классику советского туристического маркетинга – Золотое Кольцо. Каждый из городов Золотого кольца не стоит специального посещения, но сам тур бесспорно прекрасен и интересен.

Что же сделать Самаре? То же, что и Нижнему Новгороду, и Казани – понять, что для интуриста мы куда интереснее вместе, а не по отдельности. Не берусь придумать название, но суть тура и так понятна – великие волжские города. С их прекрасной природой, богатой историей, интересной архитектурой, развитой инфраструктурой. Важно соединить эти города логикой тура, совместной привлекательностью и удобством путешествия. Города связаны красивейшими речными круизами, везде есть международные аэропорты с выходом на основные хабы, Нижний связан «Сапсаном» с Москвой. В каждом городе неплохо развита туристическая инфраструктура – отели, рестораны. С подготовкой к ЧМ2018 ситуация только улучшится.


Будете у нас на Колыме - милости просим. Нет, уж лучше вы к нам!

Итак, с потенциалом международного туризма более-менее понятно – он есть, и развивать его надо. А что с внутренним? На мой взгляд, он минимален. Если смотреть трезво, то в России есть лишь три основных направления туризма, доступных и востребованных основной массе населения. Питер, Москва, Юг России. Ну можно добавить еще и Казань с ее богатой историей, отполированной бюджетными вливаниями под тысячелетие и спортивные события. А вот в Самару люди не поедут. Если людям нужно тепло и водный отдых, то они выберут курорты Краснодарского края и дальнего зарубежья. У 80% населения страны климат схож с нашим. То, что может так умилять иностранного туриста («развалины» старой Самары, сталинский ампир) на россиян не производит впечатления – у них такого добра хватает. За историей, красотой и чистотой они поедут в Москву и Питер, но уж точно не в Самару. Строить резорты на берегу Волги и заманивать россиян в Самару я бы не стал, потенциал внутреннего туризма не высок. Хотя, конечно же, небольшой поток из соседних менее развитых регионов всегда будет.

Бизнес-туризм: пивные конференции?

На сладкое остается бизнес-туризм. И здесь я вижу очень хороший потенциал, хоть и со своими ограничениями. Бизнес-туризм отлично развивается последние десять лет. Многие отраслевые семинары, выставки, конференции, обучающие программы стали проводиться за пределами Москвы и Петербурга. Людям нравится идея сочетания приятного с полезным – увидеть что-то новое, отдохнуть и поработать. Самара наряду с Казанью, Екатеринбургом, Сочи, Нижним Новгородом уже стала одним из наиболее популярных городов для такого вида туризма. Но останавливаться не стоит – пальму лидерства легко потерять. Из личного опыта проведения конференций могу сказать, что Самаре крайне не хватает полноценного конгресс-холла и выставочного комплекса для мероприятий на 500-1500 человек. Есть и известная проблема удаленности аэропорта от центра города – город мог бы стать удобнее для путешественников.

Если мы рассчитываем, что из миллиарда китайцев к нам доедет тысяча, то можно особенно ничего не делать и просто продвигать бренд Самары. Но для того, чтобы получить качественный туристический поток, придется поработать, и тут я полностью согласен с уважаемым блогером zyalt-Варламовым.


  • 1
Мне как-то попала в руки книжка Иванова "Message: Чусовая". Поразившись объёму и фундаментальности сего труда, я попытался было найти нечто подобное и современное о Волге - и не нашёл. И вот тогда задумался: часто говорят "уральцы", "сибиряки", "северяне", но редко кто из волжан называет себя "волжанин". Видимо, из-за того, что нет культурной, исторической, природной общности между Ярославлем, Казанью, Самарой, Астраханью. Слишком разная Волга. Но для развития туризма это и можно было бы обратить в плюс: от Руси до Орды через финно-угров...

Хороший коммент. Кстати, "волжане" есть - это общность русских земель от Самары до Астрахани. Волга слишком разная - вы правы. Но в этом и интерес)

Для туризма нужна инфраструктура, туристские объекты... помимо бренда и сервиса. Ну, допустим есть у нас Ширяево, но как туристу или маленькой группе туда добраться с комфортом? Никак. Иностранные турфирмы, организовывающие туры в Россию, предлагают только Москву, Питер и Золотое кольцо. Мало кто вообще знает о существовании Самары - это да. Со ставкой на деловой туризм - согласна. Некоторым таким туристам тоже нечем заняться в свободное от рабочих встреч время, им некуда обратиться. Каждый год выпускается около 40 дипломированных экскурсоводов, но в итоге где они работают - непонятно)))) Еще у нас более менее присутствует событийный туризм - фестивали, концерты, матчи.
Общее впечатление - даже с учетом тех активов, что у нас имеются, проблема с убогой организацией всего.

Бренды:
Самара - столица Жигулей, Самара - Жигулевское пиво, Самара космическая/авиационная, Самара - бункер Сталина( попробуйте в него попадите?????????)

  • 1