?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Сказка про богатство
noncomfor
Неделю назад в «Ведомостях» на моей любимой страничке очень удачно разместились две статьи. В верхней части г-н Ипоземцев абсолютно правильно показал, что рост реальных доходов населения во многом был обязан не только нефтяным доходам, но и недофинансированию инфраструктуры, основных средств компаний и т.д. Чуть ниже Вьюгин, рассуждая о валютных войнах, упоминает покупку Китаем активов в США как один из инструментов выравнивания валютного дисбаланса. Обе эти статьи пришлись очень кстати для моей сказки…

Что случилось и кто виноват до сих пор никто не знает, но в итоге после большого Бума, стеревшего с лица земли огромное Царство, в котором было ВСЕ (или так всем казалось), на средиземье остались лишь несколько больших, малых и очень разнообразных деревень и сел. Одному из сел, Большой Медовухе, повезло особенно сильно – село раскинулось на самой большой земле. И земле не простой, а очень красивой и богатой. Но самым большим богатством был мед – нигде во всем известном мире пчелы не приносили столько меда, пользовавшегося огромных спросом во всех частях Света. Мед был самым полезным продуктом – он заменял людям сахар, был полезнейшим лекарством и из него можно было делать медовуху. До большого Бума мед был тоже ценен, но сейчас ни одна деревня не могла жить без него. Были, конечно, северные деревеньки, упорно пытающиеся перейти на кленовый сироп, но пока у них ничего путного не вышло.

Добывать мед очень просто и очень выгодно. К тому же его в Большой Медовухе было ну очень много. Поэтому заниматься чем-то другим в этом успешном селе было глупо и невыгодно. Разве можно назвать серьезным занятием привоз баклажановой икры и красивых телег ради нужд пасечников и членов их семей серьезным занятием? Нет. Но такими несерьзными делами приходилось заниматься почти всем жителям деревни – доступ к пасекам был строго лимитирован. Не каждый мог заниматься этим прибыльным делом, да и народу-то для этого нехитрого дела требовалось немного. Конечно же в селе были и недовольные. Они то говорили, что это неправильные пчелы и неправильный мед, то пытались сами стать самыми большими пасечниками Света, то просто ходили по селу и несли полную чепуху. Для сохранения спокойствия и вечнопрекрасного настроения в Большой Медовухе были Великие Мытари. Когда-то, до большого Бума, они защищали великое Царство от врагов. Но потом враги большим Бумом оказались далеко откинуты, другие так вообще стали друзьями. Но Великие Мытари не просто так называются. У кого есть вилы и монтировка, тот и прав на деревне. Эту истину быстро поняли пасечники. И поэтому Великие Мытари по-прежнему остаются Великими, бессмертными и бессменными. Защищать от внешних врагов никого не надо, но зато нужно следить за местными несогласными и, конечно же, собирать подати. Собирать подати еще более выгодное и просто дело, чем собирать мед. И даже лучше – собирать подати можно не только с пасечников (их-то не так много), но и вообще со всех и за все. Поэтому со временем мытари стали очень активно размножаться. Пасеки и подати были самым желанным занятием для любого сельчанина. Лишь неудачники шли в коробейники. Ну а кузнецов, пахарей, швецов и прочих мастеровых в селе не осталось – а зачем они?

Было и еще одно замечательное село – Вольная Слобода. Это было очень большое и очень развитое село. Одно время все мечтали туда уехать. Чем там только не занимались – и телеги делали, и воздушные шары запускали и даже балаган у них был самый лучший на рынке. Весь Свет их не любил, но очень хотел жить также богато, как и они. В этом интересном селе можно было болтать на улице что хочешь и заниматься тоже чем хочешь – как ни странно, но там было все выгодно делать, а не только добывать мед. В Вольной Слободе жили не только трудяги-пахари, мастеровые, но и самые хитрые люди на свете – ростовщики. Именно они придумали историю, что правильно жить нужно только так же, как в Вольной Слободе. Но самое главное – они придумали «жестянки». Еще в мезозойский период, для того, чтобы достать, например, кувшин, мирянину приходилось либо доставать из кармана кусочек золота, либо перепахивать огород гончара. Большая Слобода так быстро росла, что золото просто не успевали находить, чтобы у каждого был хотя бы маленький кусочек. И тогда, мудрые ростовщики предложили вместо золота использовать жестяные кусочки – благо со старых времен в Вольной Слободе остался целый поезд металлолома. Все были счастливы и довольны. И уже очень скоро «жестянки» стали ходить по всем деревням и селам. Очень удобно. И Вольная Слобода процветала (когда чего-то не хватало, шли к составу и нарезали новых «жестянок») и другим было хорошо.

Кому жить хорошо, тому и меда больше всех нужно, да и средства на этот мед есть. Поэтому больше всего меда из Большой Медовухи отправляли в Вольную Слободу и дружеским ей деревням. Со временем в Большой Медовухе появился целый амбар, набитый «жестянками». Этот амбар особенно сильно грел душу Великим Мытарям. Они были достаточно прозорливы и не позволяли разбрасывать уважаемый во всех частях Света металл направо и налево. Как и в любом селе, иногда приходилось что-то делать – то мост через речушку нужно поправить, то в клубе пожар случится, то колодец нужно углубить. Великие Мытари были еще и великими патриотами своего села. Конечно же, они не могли допустить, чтобы жестянки из амбара доставались пройдохам из других деревень. Поэтому, когда всем селом нужно было что-то делать, они поручали (и очень щедро оплачивали!) это дело только своим односельчанам. Это было всегда очень мудрое и патриотичное решение. Но в селе водились только пасечники, сами мытари и коробейники. Никто не умел рыть колодцы, починять примусы и т.д. Поэтому мытарям приходилось самим изображать из себя мастеровых. «Жестянки» из амбара сельского переходили потихоньку в амбары мытарей. А колодцы осушались, мосты ветшали, а клуб так и не восстановили – кто ж сможет это сделать, когда мытари умеют только подати собирать? Но на главной улице царила красота да благолепие – за «жестянки» мытари иногда приглашали мастеров из других сел и те наводили красоту. Но в целом идиллия поддерживалась – мед бочками отправляли в Вольную Слободу, амбар пух, на главной улице телегу некуда было поставить, а сельские сумасшедшие отправлены были туда, куда Макар телят не гонял.

Вот кто-то скажет – «Что же это за сказка такая? Просто быль! Знаем мы такое настоящее село!». А сказка в том, что Больших Медовух было две – одна правильная, а другая неправильная. Какое из сел правильное никто не знал до второго большого Бума (а некоторые говорят, что никакого большого Бума и не было просто время подошло). Так вот вторая Большая Медовуха жила совсем не так, как первая. Нет, она совсем не была похожа на Вольную Слободу, хотя это конечно же был бы просто, пардон, сказочный вариант – куча мастеровых, свобода песен на главной улице да еще и море собственного меда. Нет. Вторая Большая Медовуха тоже пережила большой Бум и была очень похожа на первую – после передела Света там тоже выгодно было заниматься только медом, которого было в огромном количестве. И тоже были витязи, ставшие мытарями. Но эти Великие Мытари совсем по-другому смотрели на мир. Они не верили в «жестянки» и хотели, чтобы во всем селе были хотя бы деревянные настилы на дорогах. В управе на красном полотнище висело никому не понятное, но действующее «Товар-Деньги-Товар». Великие Мытари не верили в «жестянки» и потому за каждую бочку меда эти настырные сельчане требовали от других не куски ненужного, как им казалось, метала, а простые, но полезные вещи – перекрыть крышу, покрасить забор, подпереть мостик и т.д. Амбара, полного «жестянок», в селе не было, но зато из конца в конец можно было пройти, не запачкав сафьяновых сапожек. Так как «товар-деньги-товар» это не то же самое, что и «амбар-мытарь-амбар», то самих мытарей было не так уж и много – ведь изображать мастеровых из других сел было гораздо сложнее. Со временем чистота улиц, акведуки и просторные избы-читальни стали привлекать народ и из других сел и деревень. В Большой Медовухе было удобно не только жить, но можно было и что-то начать делать кроме меда. Почти как в Вольной Слободе. Но, конечно же, Великие Мытари из первого села часто посмеивались над своими коллегами из второго – «Чуть что, где ваши «жестянки»? А у нас, вон, целый амбар! И горлопанов нет.»

Что произошло через много лет никто точно не знает. То ли совсем большое-большое село обиделось на Вольную Слободу, то ли просто время ушло и все вагоны с металлоломом были порезаны на «жестянки» и ничего не осталось. Но точно известно, что «жестянки» перестали пользоваться спросом. Они стали никому не нужны. Вместо них стали ценить наклейки от ветчины «Великая Стена» и вкладыши от Turbo. В одном селе сожгли амбар с «жестянками» и выпороли мытарей. А в другой решили, что и вкладыши с наклейками им тоже не нужны, построили еще одну школу, мытарей оставили в покое, и попросили жителей из большого-большого села за мед построить им плотину. Какие это села?

Сказка кончилась. Как она связана с Ипоземцевым и Вьюгиным? Нам нужно было менять нашу нефть не на доллары на корсчетах, а на инфраструктурные объекты и собственность в странах потребителях. Россия за двадцать лет продала сырья на триллионы долларов. Вместо современных железных и автомобильных дорог, аэропортов, энергетики и заводов, мы получили похмелье от Kristal, третьи в мире золотовалютные резервы и загнивающую страну, замыкающую все возможные рейтинги. Может нужно выбрать другое село?

  • 1
Да. Пелевин отдыхает. Чапаев и пустота-2.

и я о том же - bondarenkoda.livejournal.com/2579.html (копия статьи Иноземцева)

  • 1